«Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку каждый выбирает для себя».
Ю.Левитанский
Однажды приняв решение быть с Богом, мы должны начать работать над собой и стремиться стать настоящими христианами. Чтобы быть, а не казаться. Чтобы не просто юбка в пол, платочек на голове, крест на шее, а реальные действия на пути ко спасению.
По мнению богослова, историка православной Церкви, доктора химических наук Николая Евграфовича Пестова, – «Господь не ждет от нас, расслабленных, больных душой и немощных духом, непосильных подвигов святых и преподобных. <…> Духовный рост Господь сравнивает с ростом растений (Мк. 4:26), а последние вырастают из малого зерна и растут постепенно, незаметно для глаз».
Так и мы будем пытаться возрастать ступенька за ступенькой: от внешнего – к внутреннему. Как наставляет нас игумен Нектарий (Морозов): «Вначале деяние, потом вИдение».
В вопросе определения программы «минимум» нашего духовного роста предлагаем опираться на поучения преподобного Амвросия Оптинского. Святой призывал христиан посещать храм каждое воскресенье, исповедоваться и причащаться Святых Христовых Таин не реже одного раза в месяц, соблюдать установленные Церковью многодневные и однодневные посты в среду и пятницу, читать утренние и вечерние молитвы, а также одну главу Евангелия в день.
Посещение воскресных богослужений
Существует ветхозаветная заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота – Господу, Богу твоему». Протоиерей Димитрий Смирнов в проповеди «О грехе и покаянии» обращает наше внимание на то, что эта заповедь предваряет даже заповеди «не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради», которые все знают. «А вот о том, что нужно каждое воскресенье как минимум ходить в храм, человек, как правило, не знает и даже не считает это за грех. На самом деле это грех даже больший, чем убийство, воровство или прелюбодеяние.
<…> Поэтому самое простое упражнение, которое мы можем себе для начала позволить, – это упражнение не духовное, не душевное, а чисто телесное: нам надо взять решимость каждое воскресенье приносить свое тело в храм, стоять там до тех пор, пока не изнеможем, потом выносить свое тело домой и падать бездыханными. <…> И, конечно, впервые войдя в храм, мы не сможем сразу понять, что там происходит. Но, если мы в первый раз придем в какой-нибудь цех «Уралмаша», мы тоже ничего там не поймем, и если мы окажемся на лекции для пятого курса экономической академии, мы тоже не поймем, о чем там говорят. Сразу это понять невозможно, надо постепенно в это войти, вникнуть».
И «хотя бы один день в неделю отрешиться от своих дел для того, чтобы прийти в храм Бога поблагодарить», – резюмирует протоиерей Димитрий Смирнов.
В дополнение к сказанному батюшкой, в контексте данного вопроса, уместно добавить слова старца, протоиерея Николая Гурьянова: «В храм ходите, который есть… Не ищите ничего особенного… Особенного ничего не будет… Исповедуйтесь частенько и со страхом Божиим любому священнику… За искреннее покаяние Господь вас покроет от неискренних людей».
Ежедневное чтение Евангелия
«Второе, что нужно для покаяния, для движения к Богу, – это, конечно, проявить к Нему некий интерес», – утверждает протоиерей Димитрий Смирнов, – «Сам Бог пришел на землю – и никому не интересно узнать, что Он говорил, что Он делал. Никому не интересно узнать, зачем Он пришел. А это же нужно изучать, это нужно знать наизусть, потому что от этого зависит все наше бытие».
«Мы должны учиться от Него через Евангелие, тому, во что Он верит, тому, как Он учит нас жить», – наставляет нас митрополит Антоний Сурожский.
Евангельские заповеди – это прежде всего руководство для нашей земной жизни.
В их исполнении, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, надо участвовать телесно. Сюда относится подаяние милостыни, принятие странников, участие в нуждах и страданиях страждущего человека. Повседневный и каждодневный подвиг христианина – жить так, как учит нас Евангелие.
Регулярные Исповедь и Причастие
«Каждый человек грешен. И надо нам из этого выходить. Кто-то скажет: ну, этого не вернешь, это уже не исправишь. Да, не исправишь, но есть обещание Господа, что, когда бы человек ни пришел в себя, Господь может ему простить. Исправить нельзя, но можно простить, если действительно, не на словах, а глубоко в душе человек понял, осознал, что грех, в котором он живет, – это есть безумное самоуничтожение, и решил начать путь прозрения, движения к Богу, путь духовного, нравственного выздоровления», – говорил протоиерей Димитрий Смирнов.
Дело в том, что «удаляясь от Таинства Исповеди, люди задыхаются в помыслах и страстях… В Таинстве Исповеди действует Благодать Божия и человек освобождается от греха», – писал святой Паисий Святогорец. И, «если человек не исповедуется, если он постоянно не борется с собой, если он постоянно не заставляет себя молиться, хотя это трудно, если он постоянно не причащается, не соединяется с Богом в Таинстве святого Причащения, у него просто не будет сил к покаянию, он просто не сможет двигаться по направлению к Богу», – дополняет протоиерей Валериан Кречетов.
Преподобный Серафим Саровский говорил: «Ревнуйте о частом Причащении, если человек даже будет греховен до такой степени, что будет весь черен с макушки до пят, но, если с чувством всеокаянства будет приступать к Святой Чаше, то постепенно будет очищаться, убеляться, просветляться и милостью Божьей очистится и спасется».
Таинство Причастия и дано для того, чтобы, причащаясь и соединяясь со Христом, мы становились более чистыми и достойными Бога.
Как же нам определить меру причащения?
По словам святителя Феофана, «мера [причащаться] в месяц однажды или два раза – самая мерная».
Поместное определение Соборов, вошедшее в книгу правил, гласит, что не причащавшийся три недели подряд, сам себя исключает из принадлежности к телу Церкви.
Но всегда нужно помнить о словах святителя Феофана: «Напоминаю Вам приступать к Чаше почаще и с чувством полного своего недостоинства…».
Ежедневное выполнение молитвенного правила
Святые отцы говорят, что «молитва <…> есть пребывание и соединение человека с Богом. И вот, как говорил священномученик Сергий (Мечёв) в одной из бесед со своей паствой, – это самое слабое наше место. Спрашивая исповедников, молятся ли они или нет, получал ответ: «Что вы! Да у меня нет времени, я занят. Утром мне некогда, спешу на работу, а как я могу молиться вечером, когда я ослаб от трудов, падаю от усталости и сна». И все это говорилось достаточно серьезно. А на вопрос батюшки, сколько люди спят, многие отвечали: «Часов 7-8». «А сколько вы работаете?», – спрашивал пастырь. «17-18 часов». Тогда отец Сергий задался вопросом: «А для Бога что же? Неужели для Бога, для молитвы вы не можете уделить несколько времени? Если все это так, то и христианство для этих людей лишь поверхностное, между прочим».
В продолжение своей проповеди отец Сергий (Мечёв), ссылаясь на труды святых отцов, говорил, что «надо жить в Боге, постоянно находиться с Ним в беседе и пребывать с Ним. И прежде всего – утром и вечером молиться. Как ты начинаешь день, так он и пройдет.
<…> Надо нам понять, что всякое наше дело должно быть освящено Богом, в работе мы должны призывать Бога. Молитесь кратко, кто как может: «Господи, помилуй», «Боже, очисти мя грешнаго».
Если мы искренно пожелаем жить в Боге, Господь поможет нам.
<…> Если мы будем честны сами с собой, то увидим, что всякое дело мы делаем то с радостью и охотой, то с утруждением и побуждением. Так со службой, так и со всяким делом. И, понудив себя, мы входим в работу, становимся хорошими работниками, хотя перед тем нас уныние и лень одолевали. То же и в отношении к Богу, к молитве. Мы, грешные, не можем постоянно находиться в горении, и в пламенном желании быть с Богом. Не смущайтесь этим…».
Соблюдение посильных многодневных постов, постов в среду и пятницу
Время поста – это время наполнения человеческой души смыслом.
Иоанн Лествичник так говорит нам: «Кто хочет возвратиться опять в Рай, возвращается не иначе, как постом».
О том, в чем должен состоять пост, Иоанн Златоуст говорит: «Да постится не одно только тело, не одно только чрево. Пусть постятся твои глаза, пусть постится твой язык. Пусть постятся твои уши, пусть постится твое сердце, пусть постятся твои руки и ноги. Глаза пусть не смотрят на неподобающее, уши пусть не слышат клеветы и осуждения. Язык пусть не произносит лжи, осуждения и неправды. Руки пусть не берут то, чего не клали, а ноги да не идут на совет нечестивых».
«Святые отцы называют «советом нечестивых» совещание наших с вами дурных помыслов. «Совет» этот разрушается молитвой Иисусовой, призыванием имени Божиего», – разъясняет нам архимандрит Мелхиседек (Артюхин).
И продолжает, – «Самое главное, надо усилить молитву. Тот, кто не читал регулярно утренних и вечерних молитв, да читает их регулярно. Кто читал утренние и вечерние молитвы, пусть прибавит по кафизме в день. Кто читал кафизму, пусть прибавит канон Спасителю, на следующий день – Матери Божией, на следующий день – Ангелу Хранителю, чтобы, как сказал один подвижник нашего времени, «духовная гайка» не раскручивалась, а закручивалась.
Ведь внутри нас может быть или рай, или ад. Когда мы с Богом, когда мы в молитве, когда мы очищаем свой ум, душу и сердце, тогда там рай. А когда мы даем волю страстям, тогда там может быть сущий ад.
И иметь самое главное – трезвение. Ведь «трезвение, – как учат святые отцы, – это постоянное внимание к своим мыслям, словам и поступкам». Где есть трезвение, там есть христианская жизнь. Каждую свою мысль, каждое свое слово, каждый свой поступок мы должны соотносить с евангельскими заповедями. Это и есть настоящий пост, настоящее воздержание, воздержание от страстей.
Будем помнить слова Иоанна Златоуста: «Да не только постится твое чрево, но и глаза, и язык, и уши, и ноги, и руки». Потеряв через нарушение поста Рай, возвращаемся в этот рай соблюдением поста, а значит, евангельских заповедей».
Так, понуждая себя, соблюдая внешнее, оставим Господу дело наполнения нас внутренним содержанием.
«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).
«Таков уж закон – противиться себе в худом и нудить себя на добро». (свт. Феофан Затворник).
И дела нашей плоти постепенно, дабы мы не впали в прелесть и не возгордились, будут перерастать в плоды Духа. От внешнего – к внутреннему. А духовный рост как раз и определяется плодами Духа. «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:19-23).
Когда в нас больше Христа и меньше нас самих.