«Каков делатель, таково и дело», – учит Библия. Каким делателем была старица Антония? О ней написаны две книги, выдержавшие издания в России, Белоруссии, Грузии, Болгарии, на Украине, на Святой горе Афон. Названия книг: «Я испытал тебя в горниле страданий» и «Помяните мою любовь» – характеризуют две стороны ее жизни в их неразрывной сопряженности.
Вот жизненный путь старицы (1904-1998) в самых кратких словах.
Девочка Настя, будущая схимонахиня Антония, родилась в 1904 году в благочестивой семье донских казаков. С младенчества полюбила Христа и Пресвятую Богородицу. Движимая любовью, в двухлетнем возрасте вбежала в алтарь. Служивший священник предсказал ей путь глубоко воцерковленной жизни.
Взрослеющей девушке слепой прозорливый странник Яков Мышинский дал совет: «Счастье твое – не выходить замуж». Но, прозрев будущую жизнь, добавил: «Терпеть, как можно только терпеть».
По любви и с благословения родителей Анастасия приняла предложение жениха. Жизнь стала мукой. Муж избивал, изменял, уехал жить в Москву с другой. Но она до смерти будет молиться о его спасении. В кротком претерпении обстоятельств раскрывался в ней дар молитвы.
Волей судеб оказавшись в Тагиллаге, Анастасия ужаснулась, видя, как похожие на скелеты люди таскали неподъемные камни (лагерь только строился силами заключенных). Взмолилась она Пресвятой Богородице: «Матушка, Царевнушка, помоги!». Что-то нашло на нее, она запела. Подскочивший надзиратель определил: «Будешь петь в самодеятельности, работать – в «слабосилке». Оказалось – быть санитаркой и носить легкие от истощения трупы людей (а их были тысячи). Матушка ухаживала с молитвой за умиравшими, и с такой же любовью провожала в иной мир. У нее открылся дар видения посмертной участи людей и молитвенного ходатайства об усопших. Пресвятая Богородица не оставляла ее. «Это ведь всё Божья Матерь, – скажет она по освобождению племяннице, – Она ко мне приходила. Приходила и говорила: «Все будет хорошо».
Новые страдания – в психушках, где ее лечили от веры мучительными инсулиновыми шоками. В нечеловеческих условиях жить по вере кажется невозможным. Но матушка исполняла заповеди Христовы ревностно, с любовью, радостным терпением, творчески. Как исповедоваться в отсутствии священника? – По совету апостола: «Признавайтесь друг пред другом в проступках». Анастасия укоряла себя пред врачами, а те заносили ее исповедь в медицинские карты как свидетельство повреждения психики: «свое настроение называет «неважным» («злая»), мысли свои называет «негативными» (тоска)», цитировали её высказывания: «Душа мучается, не находит себе места и покоя». Анастасия боролась с помыслами малодушия и получала укрепления свыше. «Я знала, что выйду, что пройду весь этот ад и выйду. Господь не допустит!» – расскажет она после освобождения своей племяннице. И из медицинских записей несутся к нам победные её слова: «Верю в пророчества, ничего другого не дано, по своей судьбе буду жить».
Мало того! С дерзновением любви склоняла она врачей к покаянию: «Ты никогда не приобщалась, за правду нужно страдать». Ей врач призналась, что была крещена? Нет, Насте это было открыто духом.
Любовь! Из страданий в Гулаге и учреждениях карательной медицины вынесла Анастасия и этот самый драгоценный дар веры.
«Любимые мои», – будет позже писать она врачам. «Всем привет – Наталье Сивовне, Аркадию Осиповичу, Ольге Моисеевне, еще привет няне Варе и няне Кате, это мои любимые. Я Вами не обижена, спасибо Вам за всё, милая Виолетта Николаевна, какая Вы добрая были для меня, как ангел! До свидания, целую, Ася».
Еще странный поступок: добьется она справки о диагнозе – таком же как у правозащитницы В.И. Новодворской, которая, по ее признанию, будет всю жизнь стараться доказать миру, что «здорова, как стеклышко», и грозить мучителям Европейским судом.
Справка пригодится: по освобождении станет она всей России странницей, и всюду – в поездах, у храмов, на кладбищах будет раздаривать восторг православной веры. Ее арестовывали, справка помогала. В Одессе особенно любила она беседовать на могилке прозорливого старца Иоанна Петровича Жуковского, к которому и по сей день ходят люди. Вот впечатление одной из ее 12 духовных тамошних дочерей: «Все, затаив дыхание, слушали ее… она как бы преобразилась, и слова ее плыли, как молитва, и, мне казалось, что над нами летали ангелы».
Прихожанка Богоявленского (Елоховского) собора в Москве вспоминала: за матушкой «стайками ходили люди». Подошла однажды и она. Матушка вела речь о грехе сквернословия. Увидев подходившую, сказала: «Вот только она за всю жизнь не сказала ни одного плохого слова», – и то была правда.
Пламенной целью странствий матушки была и духовная учеба. Она знала старцев всей России: глинских, псковских, одесских, иных. Ее духовным отцом стал прп. Кукша Одесский, а после его смерти прп. Амфилохий Почаевский. Она дружила с прозорливыми старицами Ольгой (Ложкиной), Нилой (Новиковой).
Работала она на кладбищах, пела и регентовала в храмах Москвы. Голос ее был чудесным, ангельски прекрасным. «Когда я пела, – говорит матушка, – я старалась, чтобы всех нас покрывала любовь, чтоб мы могли Бога сладко славить».
В монастыри ехала не с пустыми руками. Собирала деньги на нужды, да и благомощной молитвой поднимала монастыри, молитвой помогла найти мощи прп. Корнилия Крыпетского.
Опытно впитав мудрость своих духовных отцов и множества старцев, обрела она в своей жизни, всецело посвященной Богу, многие дары – совета, мгновенной всеохватной прозорливости, чудотворной молитвы. Пришло время и ей стать старицей. Сестры монастыря приходили к ней ночью учиться тайнам умного монашеского делания, Она говорила: «Монах не должен ничего искать в жизни, кроме близости Богу». В близости – все: любовь, красота несказанная, достоверность и мощь бытия, Дух Святой, Царствие Божие! Без того мертва молитва, церковная жизнь становится формальной. А в жизни матушки всегда был этот стержень. Так приходили к ней немыслимые духовные дары.
Как жить в монастыре? Совет и молитва старицы помогали, невидимо держали духовную жизнь монастыря. Старческие труды схимонахини описаны в главе «Наставница монахинь» моей книги о ней «Помяните мою любовь». Глава появилась в третьем издании (2010 года) после того, как матушка в 2008 году к 10-той годовщине ее упокоения (1998) послала нам свидетелей Толгского периода ее жизни.
Мудрость приходила свыше. Однажды келейница подумала: ну как же так матушка ничего не читает? В ответ на ее невысказанный вопрос тут же из уст матушки потекли такие дивные слова высокого богословия, «как будто матушка какого святого отца читала». Ее прозорливость была всеохватной, ей открывалось все, что было, есть и будет на земле и в мире духовном. «Матушка, как Вы все видите?» – спросил ее духовный сын Сергей Б. – «Я вас как книгу читаю». Бесплодной женщине сказала: «Так вот же он бегает, такой светленький. Как ты его не видишь?» И мы его видели, уже выросшего, действительно, светловолосого. Матушка видела и будущее государств. Она наставляла украинских чад, как жить на Украине во времена церковных расколов и захвата храмов. Эти пророчества опубликованы в моей книге, дабы не подумал кто, что они присочинены.
Выше прозорливости и мудрости – дар молитвенного исправления судеб. Благословения матушки не могли не сбыться – даже когда касались невозможного.
Мы любим и почитаем старицу за то, что она многим, многим исправила жизнь и своим примером, и советами приоткрыла светлые перспективы жизни в самых сложных условиях общественного и личного бытия.
Медушевский Вячеслав,
доктор искусствоведения,
профессор Московской государственной консерватории,
заслуженный деятель искусств России.