Все мы, без исключения, хотят быть любимыми. И на подсознательном уровне каждый человек уверен, что не так-то уж он и плох и считает, что уж его-то окружающие должны любить. Мы часто ждем от других проявления снисхождения, терпения по отношению к себе, понимания и любви.

Ведь Бог заповедал нам любить ближнего своего. Вторую заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39) мы усвоили хорошо. Только поменяли вектор, сместив акцент на себя. Нам кажется, что  мы знаем, как нас нужно любить, как правильно с нами обращаться.

А ведь мы даже не знаем себя. И что для нас лучше – не знаем. Это знает только Бог. Он и посылает нам нужных людей – спутников жизни, соседей, друзей, врагов. Для нашего спасения. Но ропот, недовольство, обиды часто не позволяют нам это осознать. Потому что мы зациклены на себе, любимом.

Мы забываем, что любое слово и поступок ближнего нужно рассматривать через призму нашего спасения. То есть, прежде чем обижаться, нужно трезво рассудить, а не трудится ли ближний нам на благо? Не для нашего ли спасения он, как орудие в Божиих руках, ведет нас к стяжанию духа мирна, пусть даже иногда сам того не осознавая?

Ответ единственно верный: для спасения, однозначно для спасения.

Все средства Господь направляет на то, чтобы человек спасся. И наши близкие на этом тернистом пути – наши первые помощники. Богослов Иеремия Дрексель в книге «Иллиотропион, или сообразование человеческой воли с Божественной волей», переведенной святителем Иоанном (Максимовичем) в XVIII веке, ссылаясь на слова блаженного Августина, писал: «Зачем же мы порочим людей, когда человек ничем не может повредить человеку, если Бог не даст ему власти на то».

Наверное, поэтому один мудрый человек когда-то сказал: «Обиженный христианин – это нонсенс».

Также в контексте Божиего промысла Иеремия Дрексель говорит следующее: «Неистребимо человеческое безрассудство: ни в одном художестве, ни в какой науке не найдется ученика столь простого и тупоумного, который для себя и своего познания требовал бы так много вопрошающих, исправителей, и надзирателей сколько дает их человеку предвечное Божие Провидение и Премудрость, которая оправдана чадами ее (Мф. 11:19)».

Получается, что за все то, что ближний совершает в отношении нас неправого, нужно ближнего благодарить, так как он в данном случае выступает для нас проводником Божией воли. Поскольку мы – люди, в большинстве своем, духовно неокрепшие,  понести без ропота несправедливость в свой адрес нам бывает непросто. И здесь И. Дрексель утешает нас тем, что «даже при Божием попущении злого дела количество зла ограничивается известными пределами Божиего Провидения».

Протоиерей Димитрий Смирнов однажды сказал: «От волнения никто не умирает. От горя с ума не сходят. Так бывает только в кинофильмах или романах. Если человек пребывает с Богом, то любые страдания он переносит достойно и по-человечески, и Бог ему помогает».

Таким образом, делаем вывод, что обижаться на ближнего – нельзя, благодарить ближнего – можно. И нужно.

Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание, это частое наше заблуждение – смещение вектора с себя на ближнего. Мы знаем, что нам должны. А помним ли, что должны мы?

Интересное размышление приводит в книге «Помянник рода – книга жизни» Сергей Власов. Он пишет о том, что мы все – «звенья в цепи рода», и наряду с добрыми качествами предыдущих поколений «передаются и болезни рода, обстоятельства и проблемы, не разрешенные в свое время». Эти «болячки рода» проявляются в жизни, в процессе общения с другими людьми.

Можно сказать, что общаясь с нами, наши ближние вынуждены общаться с нашими родителями, прародителями, «живущими» в нас. И далеко не всегда это способствует благоприятному развитию отношений.

Чтобы помочь нашим ближним – «бедным людям, терпящим наши гнусности», требуется «встать на их сторону. Стать человеком, который желает изменений в своей душе так же, как ближние, которые вынуждены наблюдать и терпеть меня сегодняшнего». 

В общем, нужно пожалеть людей, которые вынуждены находиться рядом с нами, мерзкими грешниками. И как сказал Сергей Власов: «Другому человеку надо помогать любить меня. Потому что любить ближнего – лучшее состояние. Любить меня трудно, ко мне много прямых, и неосознанных претензий. Но не любить – еще труднее. Нелюбовь напрягает, разрушает человека изнутри. Хочу ли я быть причиной?

Поэтому я должен расстилать ближнему дорожку и постоянно подметать ее. Должен расчищаться в душе завалы из обид, лицемерия, самолюбия, лжи, гордыни.

А чтобы ему было легче любить, я и сам должен любить его…».

от zhenya