Для всех чад Русской Православной Церкви в феврале 2015 г. Архиерейским совещанием был одобрен документ «Об участии верных в Евхаристии», который регламентирует практику Причащения на основании Священного Предания Церкви. Вот некоторые из его положений.

Как часто причащаться?

Сам по себе чин Литургии устроен так, что подразумевает Причащение всех верных (крещеных) на каждой Литургии. Величайшие святые отцы (святители Феофан Затворник, Иоанн Кронштадтский и др.) всегда выступали за частое Причащение, вплоть до принятия Святых Христовых Таин на каждой Литургии, но по благословению духовника или священника, у которого христианин постоянно исповедуется, и при должном приготовлении.

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке, в одной из проповедей рассказывает, что, если, согласно Церковному канону, утвержденному на VI Вселенском Соборе, человек без уважительной причины отсутствовал на трех Литургиях, то он автоматически отлучался от Церкви. И это было не наказание, а констатация факта его отдаления от Бога.

По мнению батюшки, это мудрое правило о трех воскресных Литургиях дает нам некоторые рамки: позволяет удержать себя в христианском внутренне церковно-богослужебном настроении, придает человеку силы. «У человека не хватает сил… Невозможно удержать себя в этом огне, этот огонь в себе…»

Но тут же уточняет: «Впрочем, единого ритма Причастия для всех нет. Каждый человек в зависимости от того, в каком он духовном возрастании и жизненных обстоятельствах, в разное время своей жизни может причащаться с разной частотой». 

Сколько дней поститься и как именно?

Пост – время сугубого покаяния и трезвения, воздержание от развлечений. Это добровольная аскеза во славу Божию, включающая в себя также отказ от вкусной и сытной пищи (мяса, яиц, молочных продуктов).

Освобождаются от поста болящие, беременные и кормящие матери, люди, находящиеся при смерти, военнослужащие в тылу и на передовой, находящиеся в интернатах и больницах, в заключении. Детям меру поста определяют родители, по возможности, с духовником.

5-е правило Тимофея Александрийского повелевает воздержание в супружеских отношениях накануне перед Причастием.

Существуют практики трехдневного поста непосредственно перед принятием Святых Христовых Таин. Также по благословению духовника может быть назначен и однодневный пост, при условии, что христианин соблюдает все многодневные посты (Великий, Петров, Успенский и Рождественский), а также соблюдает среду и пятницу. В отдельных случаях допускается по благословению духовника приступать к Святым Тайнам, соблюдая только один «евхаристический пост», т.е. полное невкушение пищи и пития с полуночи до самого момента причащения.

В случае, когда литургия совершается ночью или вечером, евхаристический пост составляет не менее 6 часов. Существуют исключения, а именно, если принятие пищи требуется по состоянию здоровья, например, диабетикам. Разрешается пить воду при принятии лекарств. Также евхаристический пост отменяется для младенцев до 3 лет.

В Светлую Седмицу 66-м правилом Трулльского Собора ежедневное Причащение безо всякого поста не только допускается, но даже предписывается: «…во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Таинами наслаждаяся…» То же дозволяется и в период Святок, от Рождества до Крещения Господня, а также в так называемые «сплошные» седмицы, когда пост Церковью запрещается, за исключением евхаристического поста перед Причастием.

Про молитвенное правило

В обычное время предписывается читать три канона: Канон Спасителю, Божией Матери и Ангелу хранителю, а также Последование ко Святому Причащению. Однако, во время Светлой седмицы молитвенное правило состоит из Пасхального канона, а также канона и молитв ко Святому Причащению (Последования). После Причастия положено читать дома или в храме благодарственные молитвы.

По благословению духовника, молитвенное правило может быть заменено другим, например, молитвой Иисусовой с поклонами.

Про богослужение в период приготовления к Таинству

Поскольку Литургия есть вершина всего богослужебного круга, присутствие на предваряющих ее службах – в первую очередь, вечерне и утрене (или всенощном бдении) – является важной частью подготовки к принятию Святых Тела и Крови Христовых, однако, отсутствие на этих богослужения по уважительным причинам не является препятствием к допущению христианина к Святым Тайнам. На самой Литургии недопустимо опоздание и преждевременный исход из храма. Исключения могут составлять случаи причащения детей и сопровождающих их взрослых, а также больных.

Про исповедь перед Причастием

В традиции Русской Церкви исповедь перед причастием является обязательной, поскольку, что может быть лучшей подготовкой к принятию Святых Христовых Таин, как не искреннее покаяние в своих грехах, для чего исповедь и предназначена. Кроме того, благодаря исповеди священник имеет возможность решить вопрос допуска христианина к Чаше.

Если христианин ведет церковный образ жизни, регулярно исповедуется и причащается, то по благословению священника он может приступать к таинству Причастия и без исповеди, например, если он причащается чаще, чем раз в неделю, в Светлую седмицу, или в Великий Четверг, если он исповедовался в ближайшее время.

Кому нельзя причащаться

Нельзя приступать к Чаше некрещеным, сознательным богоборцам, а также лицам, имеющим серьезные нераскаянные грехи. Также препятствием является состояние гнева, озлобления, непрощение обид. Женщины не приступают к Причастию в дни женской нечистоты.

Лицам, состоящим в «гражданском» браке, не благословляется причащаться до момента регистрации отношений в ЗАГСе, за исключением определенных обстоятельств, которые нужно обсуждать со священником. 

от zhenya