Начиная с IV века, с момента, когда прекратились гонения на Церковь, христиане начали открыто исповедовать свою веру и почитать день Рождества Христова как великое событие. В Россию праздник Рождества Христова пришел в Х веке вместе с принятием христианства. Однако в те времена в обществе не было принято отмечать христианские праздники шумным гулянием и обильным столом: Церковь предписывала проводить дни жития в строгом благочестии. Со временем на смену одним традициях приходили другие. Наша современница Лилия Малахова написала об этом удивительную статью «Рождество по-русски, или Как это было», отрывками из которой мы хотим поделиться с вами:
«Рождество отмечали скромно и тихо, и все празднование заключалось в посещении богослужения и розговин после возвращения из храма. Однако языческая привычка по праздникам «в бубны бренчати и в дуду дудети» взяла свое: по городам, деревням и селам Руси ходили скоморохи, веселя честной народ и отвлекая его от благочестивых мыслей. Такое безобразие продолжалось до XVII века, покуда царь Алексей Михайлович, заботясь о спасении душ своих верноподданных, не издал указ, которым все скоморохи и вместе с ними все музыкальные инструменты были объявлены вне закона. Государь повелел, чтобы не устраивали в селениях «игрищ да позорищ»: «Скоморохи с бубны и с сурны и с медведи и с малыми собачками не ходили б и всякими бесовскими играми не играли б». Нарушителей нещадно секли, а при повторном нарушении могли отправить и в Сибирь.
Досталось и музыкальным инструментам: по приказу царя целых пять возов рожков, жалеек и бубнов, отобранных по московским домам, свезли на берег Москвы-реки и предали публичной казни через сжигание».
Автор поясняет, что такие меры со стороны благочестивого царя были вполне объяснимы. В Дни Святок народ по старой памяти устраивал ритуальные игры, имеющие далеко не целомудренную подоплеку. По языческим воззрениям в Святочную неделю дозволялось применять неприличные жесты и нецензурную лексику, которые в прочее время были под запретом.
Сын Алексея Михайловича, царь Петр I Алексеевич, придерживался иных взглядов и любил повеселиться от души. Он снял опалу со скоморохов и издал указ, предписывающий безудержное веселье, игрища и гуляния на Новый год. Так как именно Рождество оставалось главных праздником для русских людей, то все торжества вскоре окончательно сместились на 25 декабря.
Рождеству Христову предшествует Рождественский пост, который также называли Филипповки – 40 дней, следующих за днем памяти апостола Филиппа. Зимы в России в то время были морозными, поэтому в этот период люд активно резал домашний скот и птицу. В наполненных льдом погребах припасы удавалось сохранять практически до лета.
Подготовка к празднованию Рождества начиналась за несколько недель. «В крупных городах с 4 декабря по старому стилю — со дня мученицы Варвары — открывались мясные базары, куда стекался люд с окрестных сел и деревень: закупались на розговины мясным. Стоимость фунта мяса (около 600 г — прим. автора) держалась на уровне 15-20 копеек, а в урожайные годы могла опуститься даже ниже уровня стоимости хлеба, до 8-10 копеек. Народ закупался мешками, а богатые люди — санями: рябчики, гуси, утки, куры, поросята и большие свиньи, телята, бычки, а для рождественского заливного — осетры и царь-рыба белуга, которых везли во льду с Астрахани. Интересно, что был обычай при рубке мяса отлетавшие кусочки не подбирать — ими беспрепятственно и совершенно безвозмездно пользовались нищие. Раз упало на землю, значит, воля Божья на то, чтобы пожертвовать этот кусочек «бедненькому», — делится с читателями Лилия Малахова.
Что же за празднование Рождества без добрых дел?! «Каждый русский человек считал своим долгом отделить часть запасенного к празднику съестного для бедных. Рождество и Пасха — два праздника, готовясь к которым, люди обязательно совершали дела милосердия для «отпущения грехов». Если к Пасхе старались одарить предметами быта, то к Рождеству бедный человек, открыв утром дверь, вполне мог найти на пороге избы мешок муки, тушу барана или теленка, кошель с мелочью или кузовок с пряниками для детворы. Бывало, что обнаруживала какая-нибудь бедняцкая семья и корову, привязанную к столбцу. За благодетелей молились: «Если за живых, то за здравие, если за усопших, то за упокой».
Прабабушка писательницы Лилии Малаховой родилась в 1884 году. Она была свидетелем следующих событий: «За неделю до Рождества помещик посылал приказчика по деревне: все бедняки, многочадные, увечные, вдовы приглашались в барский амбар набрать муки или зерна во славу Божию, при этом брали, кто сколько мог унести, но брали по совести, не было такого, чтобы стремились нахапать как можно больше. В городах из богатых домов непременно развозили гостинцы по богадельням и приютам, при этом в большинстве случаев благотворители старались не афишировать свои имена».
«Чем ближе Рождество, тем строже становился пост, и пик поста приходился на 24 декабря, Сочельник. В этот день все, кто мог, воздерживались от пищи «до звезды», то есть до окончания литургии, когда в храм выносили зажженную свечу, «звезду», символизирующую новорожденного Христа, перед которой духовенство поет тропарь и кондак Рождеству. Возвратившись из церкви домой, можно было вкусить сочиво — блюдо из вареного без масла и соли зерна, в которое добавлялись изюм, мед, сухофрукты.
Утро следующего дня начиналось с праздничной литургии. По возвращении со службы семья собиралась за столом и разговлялась, как кому позволял его достаток. Однако одной традиции старались неукоснительно придерживаться даже в самых бедных семьях: на столе обязательно должно было быть «целиковое» блюдо: целиком зажаренный поросенок, гусь или заливное из целой рыбины. Традиционными рождественскими блюдами были всевозможные блюда из свинины, жареные гуси, заливное из рыбы. На первое подавали деликатес: лапшу с гусиными потрошками. И непременным угощением на Рождество были пироги: большие и маленькие, расстегаи и подовые, пряженые и печные со сладкой, мясной, рыбной или крупяной начинкой.
Во многих областях России накануне Рождества старшая хозяйка в доме собственноручно пекла большой круглый хлеб, на котором подручным инструментом выдавливала изображение креста. Этот хлеб на Рождество ставился во главу стола, вокруг расставлялись каша, пирог и крендель. А рядом клали пучок сена в память о том, что Спаситель родился в хлеву. В северных областях обязательно на столе были пряничные фигурки животных: козочки, барашки, курочки, коровки».
В России так же сложилась яркая рождественская традиция, о которой хотелось бы поговорить отдельно. Она вдохновляет, захватывает и занимает как детей, так и взрослых. Традиция эта называется «христославием».Чаще в народе можно услышать другое ее название «колядование». Споры о происхождении данного термина не прекращаются. Одни историки-этнографы связывают его с язычеством, другие категорически отвергают причастность слова «коляда» к праславянской древности и исключают какую-либо языческую подоплеку.
Поэтому, чтобы не вводить людей в заблуждение, православные решили уточнить и стали использовать слово «христославить» вместо «колядовать», ну а певцов называть «христославы», чтобы смысл песенок не вызывал никаких сомнений. Более того, существовал еще обычай начинать с пения «Христос рождается, славите» («христославы» и отсюда тоже), а потом уже видимо по желанию можно было выбирать, что петь.
«Для нас праздник Рождества Христова – это пришествие Спасителя на землю для того, чтобы принести нам спасение от смерти и вечного пребывания в аду. Он дал возможность позаботиться о спасении души своей и идти к вечной жизни. Указал и путь, каким идти. В притчах запечатлен пример его жизни, страданий и смертью на кресте. «Кто хочет идти вслед за мной – да отвергните себя, да возьмите крест свой и идите вслед за мной». Это Пасха для всех православных христиан. Западные христиане празднуют Рождество, звучат пожелания «веселого и счастливого праздника», в которых не уточняется, чье именно рождение прославляется. А мы даже в самом слове «христославы» закладываем смысл: Христос – младенец, пришедший на землю», – поясняет Василий Валентинович, помощник настоятеля Кафедрального собора Преображения Господня г. Бердска.
Первыми христославами, как известно из Евангелия, явились ангелы, потом вифлеемские пастухи, а позже волхвы – старец Мельхиор, царь халдейский, юный эфиоп Каспар и перс средних лет Валтасар. На Руси помимо церковного причта, обряд славления совершали и миряне, которых так и называли – славильщиками.
Репертуар славильщиков состоял из ирмосов канона на Рождество Христово и связанных с ним тропаря, кондака и величания. Существовал также упомянутый выше жанр «христославий» – задушевных рождественских песен, носивших самодеятельный характер. Христославие – благая весть миру о рождающемся и рожденном Господе Иисусе Христе.
Интересные факты и размышления содержатся в статье «Колядки – язычество или Православие» протоиерея Андрей Чиженко: «Если говорить о Рождестве Христовом, то никто не знает точной даты рождения Спасителя. А Рождество Христово праздновалось вместе с Крещением Господним 6 января по старому стилю (19 января н. ст.). Этот двойной праздник имел общее название Богоявления Господня, т. е. приход в мир Бога, Его явление людям для их спасения. А отделение Рождества Христова от Крещения Господня произошло в IV веке при Папе Юлии, потому что римляне очень широко и бурно праздновали в конце декабря языческий праздник «день рождения непобедимого Солнца», поклоняясь небесному светилу. Римские христиане решили отмечать с Божьей помощью Рождество Христово 25 декабря по старому стилю (7 января н. ст.), чтобы искоренить языческий культ и привести людей ко Христу. Позже данная традиция укоренилась, конечно, по Божьей воле, и в восточной традиции (прим. ред. В тропаре Рождеству Христову Солнцем именуется именно Спаситель Господь наш Иисус Христос как истинный Свет и как истинное Солнце).
Если мы внимательно вчитаемся в тропарь Рождеству Христову, то увидим, как много там аналогий, которые называют солнцем именно Спасителя, чтобы люди, привыкшие поклоняться солнцу, легче поняли, что надо поклоняться истинному Солнцу, т. е. Господу Иисусу Христу нашему.
…К тому же мы должны учитывать исторический аспект. Наши предки были во многом неграмотны. И на колядниках лежала еще огромная миссионерская задача – благовествовать в каждом доме о Христе Рожденном. Напомним, например, себе колядку «Добрий вечір тобі…». В ней прямо и буквально рассказывается людям, что к ним придут три праздника и их нужно праздновать – Рождество Христово, святителя Василия Великого и Крещение Господне.
Конечно, есть и колядки, искажающие смысл христианского праздника. Но нужно не отвергать их как христианскую традицию полностью, а проводить цензуру.
Тем более что часто колядование – это реальная миссия и свидетельство о Христе в грешном мире. Мы несем весть о Христе Рожденном больным и всем тем, кто по различным причинам не мог прийти в храм на богослужение, пусть даже и малодушным, и ленивым часто, но все таки верующим. И кто знает, какой огонек зажжет в их душах Рождество Христово с нашей помощью».
Мы живем в России и должны благодарить Господа за то, что наша страна осталась одной из немногих, где Рождество не превратилось в праздник распродаж, за то, что праздник все еще несет в себе религиозный смысл. Дай Бог, чтобы наши дети, внуки и правнуки через много лет, собравшись в этот день за столом, смогли пропеть тропарь Рождеству Христову, а радость от получения подарков не затмила радости от ангельской песни: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение!»