Традиция духовного окормления Олимпийских спортсменов уходит корнями в 1980 год. Тогда Святейший Патриарх Пимен благословил протоиерея Николая Соколова участвовать в подготовке Олимпийских Игр в Москве.
«…в то время духовником я, конечно, не был. Я был представителем Патриархии и организовывал молельную комнату в Олимпийской деревне. Потому что Олимпийская хартия предусматривает наличие молитвенного помещения для исполнения молитвенных обрядов всех конфессий. А иначе бы Олимпийские игры у нас не состоялись. Советское правительство, несмотря на свои атеистические убеждения и уверения, что у нас все спортсмены атеисты, для заграничных спортсменов все-таки должно было сделать исключение, и поэтому организовали этот конфессиональный центр, где было помещение для христиан, для мусульман, для иудеев и т.д.», – так отец Николай описывает свое служение.
О посещении советскими спортсменами молельного центра известно только то, что в тот исторический период открыто его никто не посещал. Непосредственно в самом центре отсутствовали даже наши священники, тем не менее, несмотря на атеистические воззрения, пышно цветущие в советском обществе, Священники, Патриарх, члены Синода приходили на открытие и закрытие Олимпиады, на какие-то торжественные мероприятия, но дежурства и духовного окормления советских спортсменов во время тех игр не было. Слава Богу, тогда в Москве действовало 48 храмов, где все же служили батюшки и где члены сборной могли получить духовную поддержку.
На сегодняшний день ситуация в корне изменилась. Для многих спортсменов, тренеров, врачей, членов штаба российской сборной критически важно, чтобы на Играх присутствовали православные священнослужители.
Послушание духовника Олимпийской сборной затрагивает широкое поле деятельности, его задача – наладить духовную жизнь в Олимпийской деревне. Через объявления и в личных встречах священники оповещают спортсменов о том, что желающие помолиться на богослужении имеют такую возможность. В определенное для них время в Олимпийских часовнях проводятся беседы с батюшками, совершаются молебны, проводятся Таинство Исповеди и даже, несмотря на стесненность условий, Таинство Евхаристии.
В «Дневнике духовника Олимпийской сборной» протоиерея Андрея Алексеева, – о самом авторе мы расскажем чуть позже, – описана одна из Литургий токийской Олимпиады 2021 года, проводимой в часовне – небольшой комнатке штаба нашей сборной: «Я совершил входные молитвы и облачился в священные одежды. В 9 часов полагалось начать чинопоследование Проскомидии, и ровно в этот момент в дверь постучали, и вошли те, кто сознательно готовились и желали участвовать в службе. Это были наши знакомые девушки из сборной по фехтованию – Виолетта Колобова, Виолетта Храпина, Юля Личагина, наши боксёры Светлана Солуянова и Людмила Воронцова, а также тренер по прыжкам в воду Ольга Феоктистова, которая подходила ко мне вчера в конце дня с просьбой её благословить и так до краёв наполнила моё сердце елеем, что он даже перелился через край…
«Надо же, как всё вовремя, как чётко!» – подумал я. Что ж, ничего удивительного: это же наша национальная спортивная элита, и дисциплина и порядок – их визитная карточка. Здорово!
Благословив девушек, я обратил их внимание на один существенный момент. Ведь для них это будет не совсем обычная Литургия: стоя в часовне, они будут находиться непосредственно во Святая Святых, как если бы вошли внутрь алтаря в православном храме. Но в данном случае в этом нет никакого противоречия: ведь для часовни выделяется только одна комната, следовательно, и алтарь, и храм здесь объединены в одном пространстве, поэтому у молящихся есть удивительная, поистине уникальная возможность поприсутствовать в непосредственной близи к совершающемуся Таинству. По уже сложившейся для подобных Литургий практике я распределил между имеющимися прихожанами некоторые обязанности – определённые действия помощи священнику, обычно совершаемые алтарниками в алтаре и пономарке. Забегая вперёд, не могу не отметить, что девушки справились с этими обязанностями безупречно, сделав всё чётко и вовремя».
Для отца Андрея Игры в Токио уже третьи по счету. До 2021 года батюшка нес свое служение на Летних Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро, на Зимних Олимпийских Играх – в Пхенчхане. В 2018 году протоиерей Андрей Алексеев был назначен заместителем председателя Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта.
Послушание отца Андрея в качестве духовника сборной началось в 2016 году и началось, как и всякое благое дело, с благословения. По рассказам самого батюшки, перед Играми в Рио ему лично позвонил Святейший Патриарх Кирилл и предложил полететь с нашей командой в Бразилию. Батюшка делится, что это был их единственный телефонный разговор.
До своих первых Олимпийских Игр отец Андрей уже обладал опытом организации детских и юношеских спортивных мероприятий, в том числе международных, а значит, эта сфера была ему близка. На послушание духовника сборной Святейшему Патриарху Кириллу протоиерея Андрея порекомендовал митрополит Липецкий и Задонский Арсений (Епифанов). Перед началом служения батюшка получил от него такое наставление: «Отец, не сиди в часовне! Молись, зови Бога в помощь и иди, разговаривай, поддерживай, пожми руку, обними, посмотри в глаза, поищи нужные слова, поддержи, подставь плечо, будь рядом».
Внимательно вчитываясь в «Дневник духовника Олимпийской сборной», понимаешь, что батюшка Андрей неукоснительно следует этому совету. Каждый его день, прожитый в Олимпийской деревне, уникален и воистину промыслителен.
Радостно, когда спортсмены сами ищут Бога, стараются участвовать в богослужениях, когда в их сердцах горит огонек веры. Отец Андрей рассказывает, что зародившаяся в условиях Игр духовная дружба с некоторыми спортсменами сборной, продолжается и за ее пределами.
Так, например, батюшка очень дорожит общением с женской сборной России по гандболу. В 2016 году на Олимпиаде в Рио нашей команде после многолетнего перерыва удалось завоевать олимпийское золото. Эту победу наши девушки праздновали с благодарностью Богу, о чем ни раз сообщали в интервью. После Олимпиады они вместе с легендарным тренером Евгением Васильевичем Трефиловым приезжали на Подворье Патриарха Московского и всея Руси – храм святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове г. Москвы, где протоиерей Андрей Алексеев является настоятелем.
«Сколько было радости от этой встречи, в конце которой на прощание Евгений Васильевич написал в книге почётных гостей: «Сегодня моя сборная стала ближе к Богу». Да, за это время мы с кем-то из них списывались и созванивались, с кем-то поддерживаем очень тёплые отношения, но это, как и всегда, та область, где стоит сомкнуть уста, но открыть сердце.
Знаете, когда с кем-то пройдёшь линию фронта, повоюешь и победишь, понимая, о каких победах, внешних и внутренних, идёт речь, то очень дорожишь и таким разговором, и такой дружбой – духовной дружбой…» — так отзывается об этой встрече отец Андрей.
И за несколько дней до открытия Игр в Токио батюшка в очередной раз встречался с членами женской гандбольной команды. «…Мы опять вспоминали победу пятилетней давности, и я, как и тогда, подарил девчонкам ленточки со словами «Иисус Христос НИКА». На прежних играх они выходили с ними на площадку и молились, и всё это хорошо помнят. Конечно, хотелось бы побывать на их матчах… Будем об этом просить Господа…»
Как дорогих гостей отец Андрей с приходом встречали на Подворье и сборную по синхронному плаванию, завоевавшей золото в Рио, во главе с тренером Татьяной Николаевной Покровской. Татьяна Николаевна рассказывала батюшке, что девушки тренируются шесть дней в неделю по десять часов в бассейне и по три – в тренажерном зале. При таком усердии и терпении, по мнению отца Андрея, «подчас бывает нужно совсем немного, чтобы дать человеку то направление к внутренней работе, которая может перевернуть всю его жизнь, открыв его как сосуд для наполнения Божественной благодатью. Это как вспаханная почва, готовая принять семена веры…»
С большой теплотой отец Андрей рассказывает о дружбе с Софией Поздняковой – российской саблисткой, двукратной Олимпийской чемпионкой и ее супругом – фехтовальщиком, участником Олимпийских игр в Токио Константином Лохановым. Батюшка рассказывает, что с Сонечкой они часто встречаются в Москве: она время от времени посещает Храм Димитрия Донского.
В этом году Софии выпала честь доставить из Москвы особую святыню для походного храма – икону Ангела Хранителя, написанную специально к Олимпийским играм для сопровождения сборной. Если Богу будет угодно, то эта икона впредь будет сопровождать на Играх нашу команду и перейдет по наследству к следующему духовнику сборной.
Поведать о всех удивительных встречах духовников нашей сборной со спортсменами не представляется возможным: во-первых, объема настоящего номера газеты просто не хватит для их описания, а во-вторых, многое из произошедшего и сказанного строго охраняется тайной исповеди.
Зато есть множество чудесных историй, произошедших на Играх, которыми батюшки, наоборот, счастливы поделиться. «Вот, к примеру, Олимпиада в Турине, — рассказывает первый духовник сборной, протоиерей Николай Соколов, — Тогда нужно было срочно перед началом соревнований освятить базу Сестриер в горах на границе Швейцарии и Франции, где проходили соревнования. Это от Турина километров 150, наверное, в горы. Нас попросили туда приехать и освятить весь лыжный инвентарь: палки, лыжи, форму – абсолютно все, что есть у нашей лыжной команды. Мы туда отправились, и, представьте себе, забыли взять с собой аккредитацию – то есть нет у нас пропуска. А без пропуска кто же нас пустит туда? Конечно, приезжаем, а полицейские: «Нет-нет!» Мы поняли, что не пропустят они нас, а развернуться и уехать ну никак не можем: мы ведь едем не для себя, а ради нашей сборной. Тогда мы в сторонку чуть отъехали, думаем, что делать. А у меня с собой была иконочка, и я говорю: «Давайте полицейскому иконочку дадим». Вынул иконку, опять подъезжаем к пункту, и вдруг в этот самый момент полиция отворачивается и смотрит совершенно в другую сторону. И мне водитель говорит: «Слушайте, а ведь нас никто не останавливает. И посмотрите, куда он глядит: там ведь вообще ничего нет». А я все это время держу икону в руках, чтобы дать полицейскому: вдруг пропустит. И мы ка-ак рванули! – через пять минут были на базе. Освятили мы всю амуницию, и получили наши спортсмены «бронзу». Конечно, были очень благодарны. Так что разные бывали ситуации».
Спорт есть спорт. В нем бывают и взлеты, и падения. На своем послушании духовнику сборной приходится сталкиваться с решением непростых задач. В особом утешении нуждаются спортсмены, принявшие поражение, члены сборной, получившие травмы. Кто как ни священник с Божией помощью может поддержать, не дать сломаться, уберечь от отчаяния из-за поражения или травмы?! «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите!» – этими словами апостола Павла протоиерею Николаю Соколову часто приходилось укреплять членов команды. Что бы ни произошло, нужно помнить, что у человека в жизни есть главное предназначение – восстановить в себе образ Божий, чтобы спастись. К этому, пожалуй, и должна сводиться наша самореализация: все дела для Бога, иначе зачем?!