Записки сына

…Так для как создания более полного взгляда на личность свое большое значение как определяющий фактор имеет Семья, то с нее и начнём:

Давид Николозович Дгебуадзе, мой папа,родился 12 июня 1934 года, в Тбилиси, в семье князя, его светлости Николоза Гусаровича Дгебуадзе, 1898 г.р., и светлейшей княжны, Минадоры Александровны Эристави, рожденной в 1900 году.

В его воспитании и становлении принимал деятельное участие его дедушка, ранее предводитель дворянства Кутаисской Губернии, участник первой мировой войны,  полковник царской армии Александр Эристави; с его именем связано основание знаменитого в дальнейшем бальнеологического курорта Саирме (Оленье либо Олений источник), где, как и в Боржоми, струилась лечебная вода.

А также, благодаря ему, от полного уничтожения было спасено село Рохи в 1905 году, когда во время революционных событий, для показательного наказания были введены отряды казаков, называемых «пластунами», которые осуществляли эту «экзекуцию».

Так вот, как только ему стало известно об этом, мой прадедушка, который в это время находился у себя в имении, помчался в пролётке (рассказывают, что по дороге ему пришлось даже дважды менять уставших лошадей) к тогдашнему, как его в народе называли «товарищу» губернатору – Старосельскому…

Когда прадедушка получил от губернатора приказ остановить расправу, он также на лошадях ворвался в село, где уже вовсю плакали женщины и дети. Начальник отряда «пластунов» (к сожалению, я сейчас уже не помню его фамилию) как раз подносил зажжённый факел к стоящему в начале деревни дому… А потом занялись бы все остальные… И, представьте, этот солдафон, никак не почту его высоким званием офицера, даже посмел сказать ему такое: «Зря Вы, князь, заступились за них.  Хотя… Ну, мы с вами еще встретимся…» 

Его сестра, Варвара (Бабилина) Эристави, была фрейлиной императрицы, о её удивительной судьбе написан замечательный роман «Золотое кольцо», принадлежащий перу писательницы Мариам (Пуцу) Дгебуадзе – Пулариа.

Папин второй дедушка, Гусар Дгебуадзе, был инициатором проведения конной дороги от Сенаки до Зугдиди.

Кроме папы, у моих дедушки с бабушкой была еще и старшая дочь – Мака (Макринэ), родившаяся 18 мая 1929 года.

К сожалению, сейчас под рукой у меня нет снимка всей моей большой семьи, заполненного и другими родственниками, так что остальных моих близких можете домыслить.

В день начала Отечественной войны, после того как было заявлено о скором обращении Молотова по радио, мой дедушка, обращаясь к обоим детям, сказал:

«Мальчики, похоже – плохие вести!»

Об отношении брата и сестры наглядно повествует следующее: насколько помню по рассказам, в 1943 году, единственную конфету они чуть ли не на протяжении двух недель оставляли друг другу, пока та чуть не испортилась…

В отличии от младшего брата, старшая сестра была сорвиголовой и заводилой и организатором разных весёлых, но беззлобных проделок.

Учились они оба прилежно и хорошо, но отличнице и кандидату на золотую медаль шалости прощались больше, в том числе и в школе. Как-то раз она в школьном портфеле принесла в класс общую любимицу всех её подруг, собачонку Робина… Ну о каких уроках могла идти речь…

Оба любили походы, лыжи, серьезно занимались альпинизмом, имели по золотому значку с ледорубом.

Был как-то такой случай: команда Тбилисского университета, в которую входила и моя тётя, собирались в поход на Эльбрус… Не знаю, чем это было вызвано, но дедушка очень просил дочку не ходить в этот раз, а для убедительности он добавил: «Обещаю тебе, на следующий год мы всей семьей отправимся на Эльбрус!»

Он, конечно, не был глупым, но был наивным, мой дедушка…

А из той экспедиции не вернулись два тётиных друга – два прекрасных альпиниста и замечательных парня – Вахтанг Кухианидзе (Кухо) и Джумбер Медзмариашвили. Моя тётя до конца своих дней хранила эдельвейс, сорванный для нее Вахтангом на одной из вершин… 

Николоз Дгебуадзе,

отрывок из книги «Искатель или неудобный человек»

от zhenya