Во все времена самым важным для женщины делом было рождение детей. «Плодитесь и размножайтесь» – первая заповедь Бога, данная людям. И женщины, следуя ей, выполняют свою главную миссию. Но что делать тем, кто потерял надежду воплотить своё предназначение? Огорчаться и плакать, или молиться и продолжать верить в чудо?
В XI веке до Рождества Христова в городке Рама, что недалеко от Иерусалима, жила семья Елкана и Анны. Елкана мечтал о сыне, но Анна никак не могла родить. Елкана очень любил Анну, но желание обзавестись потомством было сильнее. И он взял себе вторую жену по имени Феннана. Для евреев того времени это была типичная семья: муж и две жены. С Феннаной Елкана стал отцом нескольких детей. Добрая и благочестивая Анна не обижалась на мужа. Но её огорчало то, что Елкана не понимал, насколько ей тяжело нести на себе крест бесплодной женщины и как мучило её желание иметь ребёнка. Анна ни разу не упрекнула мужа в непонимании. Да и в чём упрекать человека, который читает Библию и живёт по заповедям?
Феннана презирала Анну за то, что у неё нет детей. Но относилась к ней как к сопернице, потому что видела, насколько сильно Елкана любит свою первую жену. Ревность доводила Феннану до исступления, и она осыпала Анну бранью. Но Анна ей никогда не отвечала. И даже мужу не жаловалась.
Неподалёку от Рамы находился город Силом. Здесь стоял древнееврейский храм – скиния, к которому каждый год стекались богомольцы. Елкана со всей семьёй тоже приходил в Силом. Для Анны такие путешествия были тяжёлым испытанием. Именно здесь Феннана издевалась над ней с особым удовольствием. И в этот раз Анна выслушала в свой адрес много оскорблений. И то, что она не может быть хорошей матерью, а Бог это видит, поэтому не даёт ей детей. И то, что Елкана её ненавидит, потому что нельзя любить бесплодную женщину. Услышав это, Анна разрыдалась и побежала к храму. Войдя в него и упав на колени, она стала с глубокой верой молиться о ребёнке: «Господь Саваоф! Если Ты призришь на скорбь рабы Твоей, и вспомнишь обо мне, и не забудешь рабы Твоей, и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, то я отдам его Господу на все дни жизни его, и бритва не коснётся головы его». Эти слова стали со временем одной из самых знаменитых ветхозаветных молитв о материнстве.
В храме, кроме Анны, находился только священник И́лий. Женщина была в таком возбуждённом состоянии, что Илий решил: она пьяна. Подошёл к ней и потребовал сначала протрезветь, а потом переступать порог храма. Анна повернулась к Илии, и только тут он увидел залитое слезами лицо. Это развеяло подозрения священника. Узнав причину её горя, Илий стал молиться вместе с Анной, а потом отпустил женщину, сказав на прощание, что Бог исполнит её желание.
Так и вышло. Через некоторое время после возвращения домой, Анна забеременела. И в положенный срок на свет появился здоровый малыш. Анна назвала сына Самуилом, что означает «испрошенный у Господа». Не было на свете счастливей женщины, чем Анна. И Елкана радовался вместе с женой. Елкана и Анна с любовью воспитывали сына. А когда Самуил немного подрос, они все вместе отправились в Силом и оставили сына в храме на попечение священника Илии. Так Анна сдержала слово, данное Господу.
Расставшись с Самуилом, Анна очень тосковала. Илий, видя, как родители любят сына, благословил их, и со временем в семье один за другим появилось ещё пятеро детей. А выросший Самуил стал великим пророком.
Анна дожила до глубокой старости. Её образ – это идеал материнства в Ветхом Завете. История Анны – ветхозаветный пример, который актуален и сегодня. События давно прошедших дней напоминают нам и подтверждают то, что Бог щедро награждает долготерпеливых людей, тех, чью кротость и веру не сломить скорбями, печалями, поношениями. Господь слышит неотступную искреннюю молитву, и слабые становятся сильными, отчаявшиеся – полными светлых надежд, а бесплодные в течение многих лет супруги – счастливыми родителями.
Но не только об этом, а об еще одном важном обстоятельстве свидетельствуют нам данные ветхозаветные события. По слову Иоанна Златоуста, Анна «не просто желала это самое дитя, но желала посвятить плод свой Богу, принести [Ему] начаток от собственного чрева и получить награду за этот добрый обет». И начала она свое обращение к Богу не с просьбы, а с дара Богу – данного ей обета взрастить чадо в благочестии. «…Так она волновалась и тосковала более о том, чтобы дать, чем о том, чтобы получить, и для этого просила дать дитя», – пишет Иоанн Златоуст.
Бог сегодня так же милостив, как и вчера, как и сто, и двести, и тысячу лет назад. По Своему человеколюбию Он по-прежнему исцеляет наши немощи, отводит беды, дарует желанных детей. Обращаясь в своих молитвах ко Господу о даровании детей, мы должны уподобится ветхозаветной Анне.
Нельзя просто требовать от Бога появления на свет чада в угоду каким-то своим страстям. Нужно понимать всю меру ответственности, которую мы на себя возлагаем: понимать, что, вымаливая дитя, мы даем обет Господу вырастить его настоящим христианином. Иоанн Златоуст писал, что «не рождение делает матерью и не за это положена награда. Павел [апостол] в другом месте, обращая слово ко вдове, сказал так: «Аще чада воспитала есть» (1Тим.5:10); не сказал: если родила детей, но: «аще… воспитала». Первое – есть дело природы, последнее – дело свободного произволения. Потому и здесь, сказав: «Спасется чадородия ради», не остановился на этом; но желая показать, что не рождение, а хорошее воспитание детей доставляет нам награду, прибавил: «аще пребудет в вере и любви и во святыни с целомудрием» (1Тим.2:15). То есть, ты получишь великую награду, если рожденные тобой дети пребудут в вере и в любви, и в святости. Итак, если ты расположишь их к этому, если будешь увещевать, учить, советовать, то за такое попечение назначена тебе от Бога великая награда».