«Крестный ход идет – ад трепещет!»
Читая рассказы о старинной жизни, удивляешься, как несуетно жили наши предки: ходили пешком в Киев, Иерусалим, Саров, многие другие отдаленные уголки православного мира. Помимо трудностей пути такое паломничество требовало многих временных затрат. Однако ни в какой литературе о жизни дореволюционной России мы не найдем жалобы обывателя на нехватку времени, о чем сегодня мы слышим чуть ли не каждый день от своих знакомых: «Я ничего не успеваю!»
Наши благочестивые предки успевали все: построить храм, дом, причем своими руками. Они успевали сходить на богомолье, воспитать пять и более детей, защитить Родину на поле брани, вспахать плугом и засеять несколько гектаров земли (после реформ Столыпина в Российской Империи приходилось на душу мужского пола в крестьянском хозяйстве порядка 15 га), собрать вручную огромный урожай, создать великую православную культуру.
Как они все успевали? А секрет, пожалуй, прост – они стремились успеть сделать главное, избегая комфорта и праздных развлечений. Отдыхом от физического труда был труд духовных.
Одним из любимейших предприятий наших благочестивых предков стало богомолье, которое даже цари и князья стремились совершить пешком, стесняясь даром просить благодати Божией, желая потрудиться ради Христа, жертвуя своим телесным покоем ради Его страданий и крестной смерти; пострадать в память «жестокого жития» святых угодников, к которым лежал путь паломника. Смирить свое тело, да дух вознесется.
Крестных ходов на Руси было бесчисленное множество: вокруг храмов в престольные праздники, к храмам близлежащих селений в дни памяти почитаемых святынь, пребывающих там. Некоторые из крестных ходов приобретали всероссийский размах. На них стекались верующие со всех уголков России, желая хотя бы на несколько дней отрешиться от мирской суеты и погрузиться в молитву.
Многодневные молитвенные шествия стали для мирян благодатной возможностью, пусть на небольшое время, стать причастными духу иночества, которым, по сути, дышит крестный ход: телесный подвиг с непрестанной молитвой Иисусовой, ежедневное участие в Божественной литургии, отсутствие какого-либо земного попечения о себе, любострастия и стяжания мирских благ. Только молитва, преодоление физической немощи и преодоление своего «ветхого человека» в духовной борьбе, неизменно сопровождающей каждого верующего в крестном ходе.
Что же получает крестоходец взамен мирских радостей и вожделенного для современного человека телесного комфорта? Взамен он получает непередаваемую духовную радость переживания Царства Небесного, сошедшего внутрь его грешного, но любящего Бога, сердца.
В иной мир погружается человек, взявший на себя подвиг многодневного крестного хода. Выйдя их привычного круга жизни, он проживает за несколько суток отдельную, совершенно удивительную, благодатную жизнь, дающую духовные силы терпеть, смиряться, любить на все последующие дни, – жизнь, учащую покаянию и трезвому видению себя.
…Каждый год двадцатого августа, в праздник святителя Митрофана Воронежского, из Благовещенского собора Воронежа отправляется крестный ход на поклонение мощам другого великого светильника Божественной благодати – святителя Тихона Задонского в Рождество-Богородицкий мужской монастырь Задонска Липецкой области. Богомольцам предстоит преодолеть за пять дней пути более ста двадцати километров дороги.
Митрофаново-Тихоновский крестный ход берет свое начало в дореволюционной России, когда верующие стекались в Воронеж в день обретения мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, а потом шли в Задонск, поклониться мощам святителя Тихона. В те годы паломники добирались до Задонской обители за трое суток, неся на себе весь скромный багаж. Сподобившиеся пройти сегодня это расстояние за пять дней с поклажей, подвозимой к местам ночлега на грузовых машинах, могут отдать только дань восхищения выносливости наших предков. А может они были просто чище духовно?
В советский период благочестивая традиция прервалась, и была возобновлена только в 1998 году. В том первом крестном ходу участвовало всего около пятидесяти человек. Удивительно, но до этого времени, словно живая связующая ниточка времен, дожила одна бабушка из села Князева – Мария Ивановна Рудакова, помнившая, как совершался крестный ход в дореволюционные годы. Завидев, проходящих мимо их села крестоходцев, бабуля пристыдила участников, что они порядка Митрофано-Тихоновского крестного хода не знают, который всегда останавливался в Князево на ночлег. Затем бабушка Маша со слезой, навернувшейся на глаза, добавила: «Я как увидела, что блеснул крест вдалеке, ну, думаю, все, слава Богу, дожила!»
С тех пор участники крестного хода всегда останавливаются в Князево.
Кто не может пройти полностью, приходят проводить крестный ход по улицам Воронежа от Благовещенского собора до храма святой блаженной Ксении Петербургской. Число провожающих составляет в последние годы более пяти тысяч человек. И более тысячи богомольцев доходят до конца.
За участие в крестном ходе, за покаяние, терпение во славу Божию страданий и скорбей милостивый Господь Вседержитель прощает многие грехи. Для того, чтобы понять, что такое крестный ход, нужно им пройти. И тот, кто пройдет хотя бы один раз, будет стремиться пройти еще и еще…