«Исполняя священный свой долг»
Первая мировая стала самым ярким примером братства православных и мусульманских народов России.
Вот, например, как строились их отношения в Кабардинской конной дивизии. Во время общих ужинов подсчитывалось, сколько офицеров мусульман и христиан присутствует за столом. Если большинство за столом составляли мусульмане – все оставались в папахах, если христиане – папахи снимались. Большие мусульманские и православные праздники отмечались совместно: устраивались праздничные обеды, всем выдавалось денежное вознаграждение. Если праздник случался во время боёв, в разведку и сторожевое охранение шли те, кто этот праздник не отмечал.
Эффект всё это давало совершенно удивительный. Вместо того чтобы поссорить и разделить, религиозная и национальная разница заставляли помнить о вере, сохранять мужество и достоинство, памятуя, что можешь осрамить своё исповедание и свой народ, а также беречь единство, лишившись которого дивизия была обречена на гибель. То есть у Господа так всё премудро устроено, что можно и различия обернуть на пользу, и это ключ к будущему России.
Объявив войну России в ноябре 1914 года, Османская империя чрезвычайно рассчитывала на массовые восстания мусульман в русском тылу. Много лет идеологи пантюркизма уверяли друг друга, что российские мусульмане ждут не дождутся, когда турки их «освободят».
И вот провозглашена «Священная война». В пяти отдельных фетвах, изданных османским шейх-уль-исламом, к джихаду были призваны мусульмане всего мира, одна из фетв переведена на татарский и издана огромным тиражом, предназначенным для заброски в Россию.
Ответом стал массовый приток добровольцев-мусульман в русскую армию из недавно присоединённых земель. Вместе с мобилизованными мусульманами, давно живущими в России, их число превысило миллион. На всю Россию прославился имам Ингушского полка Дикой дивизии Товбот-Хаджи Горбаков, получивший за боевые заслуги офицерский чин, несколько орденов и медалей. Он не обязан был по должности ходить в атаки и отбивать неприятеля из окопов, но делал и то и другое.
В воззвании таврического муфтия А. М. Карашайского к мусульманам говорилось, что Турция «дерзнула напасть на наше дорогое отечество – Россию, являющуюся священной родиной для всех населяющих её народов, в том числе и для мусульман. Поэтому-то мы, мусульмане, вместе со всеми нашими соотечественниками обязаны стараться всеми силами изгнать врагов нашей родины и, исполняя священный свой долг, избавить её от бед».
Замечательным в своей простоте был ответ памирских исмаилитов. Глава их Ага-хан обратился к единоверцам со словами: «Мусульманам надлежит оставаться верными долгу присяги…»
Наверное, это и сближает настоящих христиан с настоящими мусульманами – спокойное признание истины: делай что должно – и будь что будет. Она непонятна и даже ненавистна религиозным фанатикам и рационалистам, революционерам и обывателям. Одни в ней видят рабскую покорность, другие – призыв к действию, на которое они не способны. Если попытаться выразить её одним словом, это слово будет «верность».
* * *
Самым известным генералом-мусульманином стал герой русско-японской и Первой мировой войн – Гусейн Хан Нахичеванский, седьмой из восьми детей, родившихся в семье генерала Келбали Хана Нахичеванского и его жены Хуршид.
Впервые Гусейн Хан прославился в бою 14 января 1905 года. В тот день одна из наших казачьих батарей, расстреляв все патроны, оказалась на грани гибели. Японцы подошли к ней вплотную, когда Хан Нахичеванский бросил на помощь казакам свой 2-й Дагестанский полк. Зайдя противнику во фланг, он с расстояния двух вёрст послал своих всадников в конную атаку. Японцы бежали. За участие в кампании Гусейн Хан Нахичеванский был награждён Золотым (Георгиевским) оружием с надписью: «За храбрость».
В Первую мировую войну Гусейн Хан, командуя кавалеристским корпусом, также много раз отличился. Но не благодаря подвигам на поле боя он прочно вошёл в историю России. Лишь два наших известных военачальника открыто поддержали Царя в дни, последовавшие за вынужденным отречением. Это были генералы Артур Келлер и Гуссейн Хан Нахичеванский. Оба понимали, что помочь императору уже не смогут, с их стороны это был просто акт благородства. Вот текст телеграммы, отправленной Гусейном Ханом в Ставку:
«До нас дошли сведения о крупных событиях. Прошу Вас не отказать повергнуть к стопам Его Величества безграничную преданность гвардейской кавалерии и готовность умереть за своего обожаемого Монарха. Генерал-адъютант Хан Нахичеванский. № 277, 03 марта 1917 г.».
Впоследствии появилась клевета, будто телеграмму без ведома Гусейна Хана отправил его начальник штаба – генерал-майор барон Александр Винекен. Узнав об этом, Хан Нахичеванский якобы накричал на него, после чего барон покончил с собой. Это ложь. Застрелился Винекен, не желая принимать присягу Временному правительству. Не принял эту присягу и Гусейн Хан, посчитав то изменой Государю.
После этого он был изгнан из армии, а в январе 1919 года казнён большевиками; предположительно, расстрелян в Петропавловской крепости. Перед смертью, уже будучи под арестом, он тайно распорядился отправить средства на то, чтобы переправить в Иерусалим останки Великой княгини Елизаветы Фёдоровны.
В июле 2008 года ряд православных общественных деятелей обратились с письмом к Президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой назвать именем Гусейн Хана Нахичеванского одну из улиц Москвы или Санкт-Петербурга. Наверное, это самый яркий пример дружеских отношений между христианами и мусульманами в российской истории.
Владимир Григоря