В одном из интервью у протоиерея Андрея Ткачева спросили, как он представляет себе Царствие Небесное. В ответ батюшка привел замечательную аналогию из притчи: «У праведников в раю длинные вилки. Огромная трапеза, огромный стол. Наставлено на нем всего, что душа хочет, и такое вкусное, что можно языком подавиться. И у всех вилки в руках, но вилки такие длинные, как весло. Так что можно все, что хочешь наколоть, но к себе в рот это не донесешь, нужно давать тому, кто рядом, кто напротив. И вот этими длинными вилками праведники кормят друг друга».
Рай – это, казалось бы, так далеко, а мы сейчас живем на грешной земле, где распад общества, деградация, охлаждение любви к ближнему – болезни нашего века. Доля правды в этом, безусловно, есть и это печальный факт. Особенно сетует по этому поводу значительная часть старшего поколения. Мол, раньше было лучше: и дружить умели, и встречались, и веселились вместе. А сейчас что?!
Игумен Нектарий (Морозов) рассуждая на тему человеческих взаимоотношений, пишет: «Оборачиваясь назад и утверждая: «вот в советское время это было лучше, то было лучше», мы забываем, что именно это время – действительно безбожное, когда народ был отторгнут от веры искусственным и насильственным образом, и обуславливает ту деградацию, с которой мы сталкиваемся сегодня. А советское время стало естественным продолжением времени дореволюционного – идеализировать дореволюционную историю Русской Церкви тоже совершенно не стоит.
А что однозначно стоит делать – противостоять этому общему течению истории, общему процессу распада. Каждый христианин к этому призван. Если Господь говорит о том, что, придя, трудно Ему будет найти веру на земле, что за умножение беззаконий во многих охладеет любовь, это не значит, что мы должны мириться с охлаждением любви в себе и умножением беззаконий в нас самих и посредством нас в этом мире». Одним из сдерживающих факторов в процессе разделения общества, с точки зрения отца Нектария, является дружба, так как без нее «жизнь становится холодной, пустой, жесткой». Когда мы делимся теплом, радостью и содержимым нашей души, мы «делаем мир намного лучше. Это огромная поддержка для тех, с кем мы дружим, и для нас самих».
Мы, как христиане, не имеем права сложить лапки и плыть по течению. Не имеем права роптать и унывать. Мы должны быть светильниками веры! Бог есть Любовь. И как ученики Отца Нашего Небесного, мы должны стараться каждого по силам обогреть делом, словом, взглядом. А «если человек делает что должно и еще чуть-чуть, за это Бог дает двойную благодать», – так учит нас старец Паисий.
«…А что такое — «еще чуть–чуть»? – поясняет нам в одной и проповедей архимандрит Мелхиседек (Артюхин). – Жена приготовила мужу овсяную кашу – это то, что должно, а на овсяную кашу положила ягодку или вишенку или кусочек банана, а на капустный салат – листик петрушки. Вот это «чуть-чуть».
Рождество Христово – прекрасный момент для того, чтобы провести анализ, пересмотреть свою жизнь и начать действовать так, как заповедовал нам рожденный Спаситель, то есть любить друг друга, стараться каждому «добавить вишенку в овсянку». Ведь мы призваны служить ближнему, Господь нам такими создал. По словам отца Андрея Ткачева, «если посмотреть, то получается такая тонкая сеточка, где мы все от всех зависим и всем должны. Ты нужен всем и все нужны тебе».
Вспомните явление фазовой синхронизации, открытое еще в 1665 году, голландским физиком и математиком Христианом Гюйгенсом. Он обнаружил, что маятники двух часов, спустя некоторое время, после того как их повесят рядом на одну стену, начинают качаться полностью синхронно. Позже ученые исследовали явление синхронизации и в других системах. Так, например, независимо от местоположения друг от друга два метронома работают обособленно. Когда рядом появляется третий метроном, приборы начинают удивительным образом синхронизироваться. С присоединением последующих метрономов к группе процесс синхронизации осуществляется еще быстрее и даже при возникновении преграды между приборами, явление сохраняется.
В человеческом обществе всего пять процентов людей, перемещающихся в толпе – в определенном направлении, способны заставить всех остальных двигаться в том же направлении. Следовательно, потенциально мы в силах сделать мир добрее и светлее. Конечно, без Божьей помощи нам в этом деле не обойтись.
Что требуется от нас? Стать этими пятью процентами. А что для этого нужно сделать? Просто начать с себя…