Великий Пост – самое время вспомнить об очень древней традиции – домашнем чтении книги под названием Псалтирь. Что же это за книга?

Без преувеличения можно сказать, что для христианина Псалтирь является самой драгоценной книгой Ветхого Завета. Псалтирь – это книга молитв на все случаи: в скорби, в чувстве безысходности или страха, бедствиях, в слезах покаяния и в радости после полученного утешения, в потребности благодарения и для вознесения чистой хвалы Творцу. Святой Амвросий Медиоланский пишет: «Во всем Писании дышит благодать Божия, но в сладкой песни псалмов она дышит преимущественно». Свое название Псалтирь получила от греческого слова «псало», что значит — «играть на струнах».

Протоиерей Андрей Ткачев – наш современник – говорит о том, что Псалтырь является уникальной книгой. «Христиане первых веков изучали Псалтирь. Ведь есть такой завет Христов: «Исследуйте Писания» (Ин. 5:39). Изучая Псалтирь, наряду с другими книгами Ветхого Завета, христиане «распознали, раскусили, почувствовали вкус» того, что Псалтирь – это как бы слова Самого Христа, то есть голос Христов ощущается в Псалтыри более, нежели в какой-либо другой библейской книге». Отец Андрей отмечает, что на Псалтири построено все православное Богослужение: «Псалмы – это неизбежная и важная часть любого православного Богослужения». В одной из бесед отец Андрей говорит об 11-м Псалме, который начинается словами: «Спаси мя, Господи, яко оскуде́ преподобный». «Оскуде преподобный» означает, что не стало святых людей. Это очень страшно, когда святых нет. Тогда мы смотрим, грешник на грешника, и грешник чужими грехами себя оправдывает. А если бы был святой между нами, мы бы на него смотрели, и нам было бы страшно, потому что он лучше нас, и мы бы хотели к нему подтянуться. «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши…, а с нечестивым развратишися» (Пс. 17: 26). Таков закон».

Обратимся к мнению святых отцов. Святой Афанасий Александрийский так говорит о книге Псалмов: «Книга псалмов имеет ту достойную удивления особенность, что в ней описаны и изображены движения каждой души, изменения этих движений и направление их к лучшему, так что желающий может из этой книги, как с картины, заимствовать образец, ясно представить его в уме и отпечатлеть себя самого в том виде, как в ней описано». «Но в псалмах (удивительное дело!), кто читает все прочее, кроме пророчеств о Спасителе и об язычниках, тот как бы произносит собственные свои речения, и каждый поет псалмы, как бы о нем написанные, так принимает и перечитывает их, как бы не другой кто говорил, и не другого кого разумел, но остается в той мысли, что это он говорит сам о себе, и что сказано в псалмах, то возносит Богу от собственного своего лица, как бы говоря о том, что сделано им самим».

Преподобный Паисий Святогорец очень любил читать Псалтырь. Об этом свидетельствуют книги, написанные не только самим Старцем, но и теми, кому посчастливилось побывать у Геронды до его кончины. Святой Паисий говорил: «Псалтирь боговдохновенна, написана по божественному просвещению, поэтому содержит такие сильные и глубокие мысли. Всех богословов и филологов собрать вместе – одного псалма не напишут с таким содержанием. А если даже и напишут что-нибудь, то это будет похоже на искусственный цветок. Давид не имел никакого образования, а с какой глубиной писал! Ясно видно, что им руководил Дух Божий. <…> Некоторые люди неправильно понимают пророка Давида и говорят, что в некоторых его псалмах есть проклятия. Но когда Давид говорит: «Да исчезнут грешницы от земли, и беззаконницы, якоже не быти им» (Пс. 103: 34), – он имеет в виду не то, чтобы грешники погибли, а чтобы покаялись, и не было бы грешников на земле. Я от Псалтири испытываю радость; там везде пророчества, везде утешение. В трудной ситуации, если прочитаешь Псалтирь, чувствуешь облегчение, освобождение, уверенность, что Бог поможет. «Спасение же праведных от Господа, и защититель их есть во время скорби» (Пс. 36:39), – говорится там».

О святом Арсении Каппадокийском преподобный Паисий написал целую книгу. Жители Фарас приходили к святому не только за советом как к духовному наставнику, но и как к врачу, который молился над больными, и те исцелялись. «Так как болезней было много и самых разных, то отец Арсений иногда не мог найти в молитвослове соответствующих молитв и использовал с этой целью стихи из псалмов. Евангелие он читал обычно только в самых серьёзных случаях – над слепыми, немыми или бесноватыми. Если он видел, что человек болен не только телесно, но и духовно, то не сразу исцелял болезнь, а просил прийти несколько раз и, только исцелив душу, исцелял окончательно и тело чудесным образом, читая молитву», – пишет о святом Арсении преподобный Паисий.

Преподобный Серафим Саровский при жизни своей заповедал сестрам устроенной им Дивеевской общины читать Псалтирь денно и нощно, т.е. круглосуточно. Читать должны были двенадцать сестер, меняясь через каждые два часа, и читать вслух непременно в течение всего года, кроме Пасхи. (Псалтирь и сегодня читается в Дивеевской обители круглосуточно. Однако сегодня сестер в обители намного больше, чем во времена преп. Серафима, и каждая сестра имеет свой день и час чтения Псалтири: один раз в неделю 1 час).

Какая была причина сего? Прежде всего, преподобный желал, чтобы сестры подражали древним христианам, которые читали Псалтирь все, от мала до велика, и постоянно; желал вложить в сердца сестер Дивеевских любовь к Псалтири.

      Святитель Григорий Нисский говорит: «Псалмы так приятны и сладки, что их изучают не только совершенные мужи, уже очистившие свои душевные чувства, но и жены усвояют их себе, как собственное достояние, и дети находят в них удовольствие, как бы в забавах, а для слабых они заменяют жезл и дают им покой; веселящиеся почитают пение псалмов даром, им принадлежащим, равно как и те, которые находятся в печальном расположении, по причине своих обстоятельств думают, что эта книга Священного Писания именно им дарована. Люди, путешествующие и плавающие по морю, проводящие жизнь сидячую за своими занятиями, вообще мужи и жены всякого состояния, здоровые и больные, почитают потерей для себя, когда не имеют в устах своих возвышенных поучений Давидовых. Даже на пиршествах и брачных торжествах принимают веселящиеся Псалтирь как одну из принадлежностей веселья, не говоря уже о священном употреблении псалмов на всенощных богослужениях и пении оных в церкви».

В сказании блаженного Августина о силе псалмов говорится: «Пение псалмов души украшает. Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тьмы, содевает святыню… диавола постыждает, Бога показует… гнев сокрушает, хвала Божия непрестанная есть. Подобно есть меду пение псалмов».

Псалтирь есть превосходное руководство к возбуждению духа молитвы, к излиянию сокрушенной молитвы о грехах своих, к возвышению умиленных прошений о ниспослании Небесной помощи среди тесных обстоятельств жизни, к благодарению Бога за благодеяния и прославлению Его беспредельных совершенств.

Поэтому, как просил псалмопевец Давид: «Пойте Богу нашему, пойте! Пойте Цареви нашему, пойте. Яко Царь всея земли Бог, пойте разумно» (Пс. 46:7-8).

И лягушки славословят Бога! Вся природа, можно сказать, песнословит, восхваляет Бога, и, в зависимости от нашей чистоты, слышим и мы это мистическое славословие, которое даже камни совершают. «Огнь, град, снег, дух бурен» (Пс. 148: 8), холмы и горы, деревья и рыбы — все славословит Бога!

Но так как мы помрачили разум души нашей, мало мы это разумеем, мало… Чем больше очищаешь себя, тем больше получаешь просвещения и понимаешь, что никакая тварь Божия не остается праздной, но все славословят Бога: и муха, и комар, и вол, и мул… Когда очистишь душу свою, тогда услышишь это тайное славословие Бога — в той мере, насколько очистишься. Услышишь и скажешь: «Несчастный человече, ты один не славословишь Бога!»

Иеросхимонах Ефрем (Папаникита) Катунакский

от zhenya