Тяжкие испытания выпали на долю нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Как же устояла наша Родина? Кто спас ее? Ныне духовный смысл войны осознается все глубже. Ее начало – в день Всех святых, в земле Русской просиявших (22 июня 1941 г.), и конец – в Светлые Пасхальные дни – свидетельствует, что Господь, заступничеством Своей Пречистой Матери и святых угодников, не оставлял наш народ в эти страшные годы. Начавшись невероятным всероссийским стенанием, она завершалась такой победой, которой мир еще не видал. Победой, озаренной предвечным светом Истинной Пасхальной Победы…

Пасха – праздник исхода, праздник освобождения и победы – стала таковой и на этот раз, поэтому в памяти того дня и той войны есть глубина, корневая для нашего народа. Пример мужества, пример героизма, пример веры. Ведь именно война наряду с ослаблением давления коммунистической власти вернула тысячи людей в лоно Православной Церкви. Начали открываться храмы на русской земле.  Многие активные участники сражений в трудную минуту обращались к Богу и обретали духовные силы. Многие после войны уходили в монастыри, становились монахами и священниками. Война стала своего рода очищением, духовным возрождением для всего народа, который в страданиях и лишениях военных лет возвращался к своим духовным корням, обращался к вере.

 И удивительно ли, что те победные весенние дни были преисполнены христианской символики? Тяжелейшие бои за Берлин пришлись на окончание Великого Поста. В Лазареву субботу, 28 апреля, наши войска вышли к центру Берлина, а 29 апреля, в праздник Входа Господня в Иерусалим, приступили к штурму Рейхстага. Тогда же на разных фронтах началась капитуляция немецких войск, занимавших оборону против союзников.

30 апреля настал Великий понедельник, когда бесплодной смоковнице было сказано: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек» (Мф. 21:19). И смоковница тотчас иссохла. В тот день покончил с собой Адольф Гитлер. Но бои продолжались еще два дня, и тишина в Берлине настала лишь к Великому четвергу. К этому времени в целом завершились столкновения и на иных участках фронта. Началась массовая сдача в плен. Победоносные войска выходили на линию соприкосновения с союзниками. Предпасхальным вечером 5 мая начальник штаба союзников У.Б. Смит передал немецкому представителю Г.Г. Фридебургу требование генерала Д. Эйзенхауэра о повсеместной капитуляции как на западе, так и на востоке.

Наступившая из-за разгоревшейся тяжелейшей войны «религиозная оттепель» в Стране Советов дала результаты, о которых еще совсем недавно верующие в СССР и мечтать не могли. Например, в каждую пасхальную ночь специальным распоряжением «сверху» в городах и поселках отменялся строго установленный комендантский час, чтобы люди могли побывать на праздничной службе. Так было и в победном году: 3 мая в Кремле дали «добро» на проведение ночной пасхальной службы. Более того, на многих предприятиях, в организациях и учреждениях были объявлены нерабочими не только сам воскресный день 6 мая, но и предшествующая ему Страстная суббота 5 мая (а ведь страна-то еще жила в условиях тотальной мобилизации сил для ведения военной кампании!). По распоряжению властей на хлебозаводах и в пекарнях был оперативно налажен выпуск куличей.

 6 мая наступила православная Пасха. Михаил Михайлович Пришвин описал в своем дневнике этот день: «К полуночи суточный холодный дождик перешел в самый теплый и такой тонкий, что восковая свечка в руке не гасла. Мы были около церкви Иоанна Воина в тесной толпе, выходящей далеко за церковную ограду по улице. Из боковой двери над головами валил пар дыхания стоявших в церкви. Вот бы иностранцу посмотреть, как молятся русские и чему радуются! Когда из церкви послышалось «Христос Воскресе!» и весь народ подхватил – это была радость! И какой тоже порядок! Даже далеко от церкви на улице, откуда ничего не видно и не слышно, женщина старая, прикрывая от ветра свой огонек ладонями, останавливала девушек, болтающих строгим окриком: «Вы куда пришли?!» Нет, не только одним холодным расчетом была создана победа: корни победы надо искать здесь, в этой радости сомкнутых дыханий. Знаю, что не Христос вел людей на войну, и радости от войны никому не было, но опять-таки не один расчет и внешний порядок определяли победу. И когда теперь всякий простолюдин, введенный собеседником в раздумье о жизни, говорит: «Нет, что-то есть!» – это «нет» он обращает к безбожникам и к себе самому, не веровавшему в победу. А это «что-то» есть Бог».

Вот в эту ночь происходило необычное. Как вспоминают прихожане: «Батюшка неожиданно во время службы отошел от престола, обратился к людям и сказал: «Родные мои, радость-то какая – война кончилась!». Все были в ожидании такого сообщения, потому что в ночь на Страстной Четверг был взят Рейхстаг, уже пал Берлин, митрополит Киевский Иоанн (Соколов) после Литургии Великого Четверга сообщил об этом. И многие люди именно с амвона услышали эту весть, потому что они были в храме, они молились, они не слышали радио.

 Собравшимся в храмах на пасхальное богослужение зачитывали послание патриарха Алексия I: «Пасхальная радость Воскресения Христова соединяется ныне со светлой надеждой на близкую победу правды и света над неправдой и тьмой… Свету и силе Христовой не возмогли противиться и препятствовать темные силы фашизма, и Божие всемогущество явилось над мнимой силой человеческой…»

По данным, собранным для итогового отчета по линии НКВД, в общей сложности для проведения пасхальных богослужений в стране было открыто около 10000 храмов. По самым скромным подсчетам их посетили в ночь с 5 на 6 мая более 5 миллионов человек.

В мае сорок пятого Пасха совпала с Днем Георгия Победоносца. Георгий Победоносец был не только просто одним из многих святых, которых почитает православная церковь, но считался (и считается теперь) небесным покровителем нашего государства. Поэтому на гербе под двумя главами орла на щите – всадник, поражающий копьем змея – святой Георгий. Церковью святой воин был прославлен как «пленных свободитель и нищих защититель, немощствующих врач, царей поборниче». Имя Георгий в переводе с греческого означает «земледелец». И, подобно святому Георгию, миллионы мучеников-земледельцев, оторванных от родимой стороны, шагали вслед за солнцем, освобождая, защищая, врачуя и борясь, добывая свою победу над смертью. Помните ли вы, кто водружал знамя на купол рейхстага? Сержант Егоров и младший сержант Кантария… Русский и грузин. Если брать дореволюционное прошлое шестнадцати советских республик, то Георгий Победоносец был небесным покровителем у двух – России и Грузии. И именно представителям этих двух республик Промысел Божий дал водрузить знамя Победы над логовом фашизма.

В ночь на Светлый понедельник в Реймсе акт о капитуляции был подписан. Через двое суток по требованию советского командования он был продублирован в Берлине с участием официального представителя СССР и маршала Георгия Жукова.

9 мая 1945 года в Светлую среду, в день памяти Всех святых, на Синайской горе подвизавшихся, была объявлена полная и безоговорочная капитуляция фашистских войск. Со стороны Советского Союза капитуляцию принимал маршал Жуков Георгий Константинович, который, по воспоминаниям его дочери, каждый бой начинал со слов: «С Богом!».

Исторический Парад Победы провели на Красной площади 24 июня, в День Святой Троицы.

Одно совпадение может быть случайностью, но два и более – это уже закономерность. Многие тогда обратили внимание на совпадения между датами ключевых событий и увидели в этом знамение. Конечно, наш народ понес огромные потери, колоссальные жертвы принес на алтарь Победы, но без помощи свыше, как бы читалось – угадывалось в этих совпадениях-знамениях, Победа была бы невозможна. Обращаясь к кадрам старых советских хроник, мы видим людей, радующихся Победе, радующихся со слезами на глазах. И в этом есть что-то действительно похожее на пасхальную радость: через Голгофу – к Воскресению Христову. И в глазах этих людей, переживших войну, глубокая радость и глубокая печаль. Печаль за погибших, которых было очень много. В каждой почти семье был траур. И радость от того, что все это закончилось: сожженные деревни, до фундамента разрушенные города. Все это закончилось как закончилось Воскресением Христа рабство греха и смерти. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», – пели во всех церквях. Ещё одна попытка уничтожить христианство не удалась, поэтому Пасха 45-го – это была радость жизни. Пасха 45-го – это была возрождённая Церковь. Пасха 45-го – это знак того, что Господь принял и освятил все жертвы, принесённые народом. Пасха 45-го – это светлая память всех на поле брани убиенных, потому что у Бога все живы! Ликующее «Христос Воскресе!» звучит победой жизни над смертью, когда мы поем «Пасха – избавление от скорби».

от zhenya